Обзор изменений в охране труда 2024


В 2024 году вступил в действие ряд нововведений по охране труда. Расскажем, что меняется и как это учесть в работе.

Приказ Минтруда России от 21.11.2023 N 817н

Приказ вступит в силу с 1 сентября 2024 года и отменит приказ 33н. Изменения будут в большей степени касаться компаний и провайдеров, которые проводят спец. оценку.
Среди них:

  • методика проведения СОУТ;
  • форма отчета о проведении спецоценки;
  • классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Обзор изменений в охране труда 2024

В 2024 году вступил в действие ряд нововведений по охране труда. Расскажем, что меняется и как это учесть в работе.

Приказ Минтруда России от 21.11.2023 N 817н

Приказ вступит в силу с 1 сентября 2024 года и отменит приказ 33н. Изменения будут в большей степени касаться компаний и провайдеров, которые проводят спец. оценку.
Среди них:

  • методика проведения СОУТ;
  • форма отчета о проведении спецоценки;
  • классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Проект Федерального закона от 25.07.2023 № 409465-8 О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, изменения в ст. 230

Проект все еще находится на рассмотрении. Согласно нему планируется создать Единую государственную информационную систему учета несчастных случаев на производстве, куда компаниям нужно будет вносить сведения о несчастных случаях на производстве, такие как:

  • данные об организации;
  • информацию о составе комиссии по расследованию НС;
  • копии материалов расследования НС;
  • СНИЛС пострадавшего;
  • сообщение работодателя о последствиях несчастного случая и мерах, принятых в целях предупреждения НС.
Процесс, по задумке, должен будет полностью выстраиваться в онлайн-формате. Все данные будут храниться в единой системе, обеспечивая прозрачность: появится возможность посмотреть информацию о несчастных случаях в выбранной компании.

Проект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» 02/04/01-23/00135026, изм. в статьи 228, 229,230

Данный проект в настоящее время находится на рассмотрении и вступит в силу 1 сентября. Он обяжет работодателей вносить данные о расследовании несчастных случаев, такие как: заключение о причине смерти пострадавшего и о его возможном нахождении в момент НС в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Также будут утверждены формы документов, которые нужны при расследовании НС:

  • схема определения степени тяжести повреждения здоровья при НС;
  • форма извещения;
  • форма запроса о состоянии здоровья;
  • форма справки о заключительном диагнозе пострадавшего на производстве.

При одобрении всех вышеперечисленных изменений Федеральные исполнительные органы и департаменты по труду смогут самостоятельно формировать отделы, которые будут проводить государственную экспертизу условий труда. Кроме того, будет создан «Личный кабинета по охране труда работодателя». Статья ТР РФ 214.3
Кабинет появится в той же системе на сайте МинТруда и позволит перевести данные в цифровое пространство с возможностью мониторинга информации по любой компании.

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", ID 02/04/10-23/00142916

Проект вступил в силу 1 марта 2024 года. Согласно нему в Трудовой кодекс предлагается добавить ст. 357.1, расширяющую права государственных инспекторов труда при их участии в расследовании несчастных случаев с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, а также при самостоятельных и дополнительных расследованиях в определенных случаях.
Согласно новой статье, государственные инспекторы труда, в частности, будут иметь право:

  • безвозмездно получать необходимые документы, материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения и т. п.;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ; предъявлять предписания об устранении нарушений;
  • направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц;
  • запрещать использование СИЗ, если они не соответствуют обязательным требованиям.

Таким образом, при обнаружении серьезных нарушений инспектор по охране труда может выступать инициатором закрытия организации. Из неизменившихся прав у инспекторов остались два последних пункта в перечне: выдача предписаний об отстранении от работы лиц и запрет использования СИЗ, не соответствующих обязательным требованиям.

Федеральный закон от 04.08.2023 N 465-ФЗ – психиатрическое освидетельствование

Данный закон вступает в силу 1 сентября 2024 года. Согласно нему, граждане, чье состояние по заключению психиатра улучшилось, смогут пройти повторное обязательное психиатрическое освидетельствование.
При этом, сейчас такой возможности не предполагается.

Медосмотры в 2024 году

Относительно медосмотров с 1 сентября 2024 года планируются сразу два изменения.

Приказ Минздрава России от 01.02.2022 N 44н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации для граждан, владеющих оружием»

Приказ внесет изменения в процедуру прохождения медосмотра для граждан, владеющих оружием. Этот же приказ внесет изменения в приказ 29-н (проведение медосмотров). Таким образом, медицинские осмотры некоторых категорий работников будут регулироваться статьей 220, а не статьей 213 ТК РФ.

Проект приказа Минздрава 02/08/07-23/00139809

С 1 сентября 2024 года планируется к введению проект приказа Минздрава 02/08/07-23/00139809, который отменит приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников».
В новом приказе:

  • учтут обязательность системы ЕГИСЗ, куда нужно будет вносить данные о медосмотре;
  • учтут цифровизацию медучреждений (например, направление на медосмотр можно будет направлять в медучреждения электронно, если у работников есть ЭЦП);
  • изменятся нюансы психиатрического освидетельствования: если при проведении медосмотра у кандидата обнаружат психиатрические расстройства его направят на психосвидетельствование;
  • будет указано, что при медосмотрах не нужно будет указывать номер полиса ОМС или ДМС.

Приказ Минтруда России от 28.11.2023 N 836н

Приказ вступил в силу с 8 января 2024 года и касается индикаторов риска. Минтруд расширил их перечень, добавив два показателя:

  • средняя оплата труда работника не должна быть ниже МРОТ при сопоставлении размера фонда оплаты труда и количества сотрудников за квартал. Не учитываются случаи отпуска за свой счет, отстранения от обязанностей без оплаты, сокращения времени труда, ставки или оклада;

  • отсутствие кадровых изменений за квартал при сокращении обязательных отчислений в СФР на 50%.

Всего же перечень индикаторов риска теперь состоит из 6 пунктов:

1. Принятие судом заявления о признании банкротом работодателя, среднесписочная численность работников которого равняется или превышает 50 работников, в том числе работающих по совместительству. Таким образом, если было заявление о банкротстве, но компания продолжила свою деятельность или каким-либо образом переформатировалась, то к ней направляется проверка.

2. Проведение измерений специальной оценки условий труда в количестве двух и более раз одним лицом в течение шести месяцев либо проведение измерений СОУТ одним и тем же лицом в разных субъектах Российской Федерации. Например, если специалист провел спец. оценку в Москве, то в тот же самый день он не может проводить спец. оценку в другом регионе. Таким образом, отслеживается, где и с какой частотой проводится СОУТ во избежание формализации данной процедуры.

3. Увеличение количества несчастных случаев на производстве с легкими последствиями, произошедшими в квартале текущего года, по отношению к аналогичному периоду предыдущего года (при увеличении количества произошедших несчастных случаев на производстве с легкими последствиями в текущем периоде на 3 и более несчастных случаев на производстве у работодателей.

4. Отсутствие во ФГИС результатов проведения специальной оценки условий труда. Информация о проведении СОУТ у юридического лица не должна отсутствовать во ФГИС более 12 месяцев при условии, что указанное юридическое лицо является страхователем в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации и представляет информацию о 50 и более застрахованных лицах.

5. Среднее значение оплаты труда работника ниже минимального размера оплаты труда при соотношении размера фонда оплаты труда и количества работников у одного работодателя за квартал (за исключением случаев предоставления отпуска без сохранения заработной платы, отстранения от работы без сохранения заработной платы, установления сокращенной продолжительности рабочего дня (смены), сокращения тарифной ставки, оклада (должностного оклада).

6. Отсутствие кадровых изменений у одного работодателя за квартал при условии сокращения обязательных отчислений в Социальный фонд России на 50 процентов.

Проект приказа Минтруда России. Новый профстандарт «Специалист по обучению в области охраны труда»

В случае принятия проект вступит в силу 1 сентября 2024 года. На данный момент есть профстандарт «Специалист по охране труда», тогда как профстандарт «Специалист по обучению в области охраны» труда только готовится к принятию.
Это значит, что в сфере охраны труда появится новая специализация.
В проекте профстандарта приводится описание следующих обобщенных трудовых функций: проведение обучения по охране труда и управление обучением по охране труда.

Также профстандарт можно будет использовать:

  • в качестве основы для разработки программ обучения по охране труда работников;
  • в подборе специалистов по обучению охране труда;
  • для определения необходимой квалификации специалиста по обучению охране труда;
  • с целью мотивации соблюдения требований охраны труда работниками;
  • для анализа условий обеспечения безопасности и охраны труда в организации на соответствие действующим НПА;
  • для повышения эффективности проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах;
  • в сфере образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профобразования.

Минтруд утвердил шесть новых профессиональных стандартов

Все шесть профстандартов относятся к сфере атомной энергетики и вступят в силу 1 сентября 2024 года.
Инженер-проектировщик систем обращения и транспортирования радиоактивных отходов на АЭС.
утверждён приказом Минтруда России от 5 июля 2023 г. № 578н.
Специалист в области вероятностного анализа безопасности для атомных электростанций.
Специалист по проектированию систем обеспечения электрического питания по особой группе надёжности по правилам электроустановок для АЭС.
Специалист по охране окружающей среды при проектировании объектов использования атомной энергии утверждён приказом Минтруда России от 5 июля 2023 г. № 575н.
Специалист по приёму, учёту, хранению и обращению научно-технической продукции для объектов использования атомной энергии утверждён приказом Минтруда России от 5 июля 2023 г. № 573н.
Монтажник навесных фасадных систем утверждён приказом Минтруда России от 5 июля 2023 г. № 574н.

Письмо Минтруда России от 25 октября 2023 г. N 15-1/ООГ-4825


Согласно письму Минтруда, работник не может совмещать две работы с вредными и опасными условиями труда.
Под исключение попадают педагогические, медицинские и фармацевтические работники, а также работники культуры.
Если сотрудник выполняет работу по совместительству во вредных или опасных условиях (подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, класс 4), подтвержденных результатами спецоценки условий труда, зарплата устанавливается в повышенном размере.
Конкретные размеры повышения устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и локально нормативного акта либо коллективным и трудовым договором.

Проект Приказа МЧС России «О внесении изменений в приказ МЧС России от 5 сентября 2021 г. N 596» (подготовлен МЧС России 28.12.2023г.)

Согласно проекту, предлагается обучать противопожарной безопасности не только руководителей организаций, но и граждан, владеющих или пользующихся объектами защиты.

Проект распространяется на объекты защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек; объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности; взрывопожароопасности и пожароопасности.
Кроме того, МЧС устанавливает требования к образовательным организациям, разрабатывающим программы обучения.

Проект Приказа МЧС России «Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» (подготовлен МЧС России 28.12.2023 г.)

Этот проект вступит в силу с 1 марта 2025 года и внесет изменения в приказ МЧС от 18 ноября 2021 г. N 806.

В новом приказе планируется обновить:

  • порядок, виды и сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, по программам противопожарного инструктажа;
  • требования к содержанию программ противопожарного инструктажа;
  • категории лиц, обучающихся по дополнительным профпрограммам в области пожарной безопасности.
Отмечается, что в настоящее время существуют неурегулированные правилами проблемы:

  • отсутствует право граждан устанавливать порядок, виды, сроки обучения лиц по программам противопожарного инструктажа;
  • не определено полномочие руководителя организации определять объем и содержание практической части программ первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте.
Таким образом, работодатель будет иметь право внести свои корректировки и дополнения к программам, по которым их будут обучать.
Проект Федерального закона от 25.07.2023 № 409465-8 О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, изменения в ст. 230

Проект все еще находится на рассмотрении. Согласно нему планируется создать Единую государственную информационную систему учета несчастных случаев на производстве, куда компаниям нужно будет вносить сведения о несчастных случаях на производстве, такие как:

  • данные об организации;
  • информацию о составе комиссии по расследованию НС;
  • копии материалов расследования НС;
  • СНИЛС пострадавшего;
  • сообщение работодателя о последствиях несчастного случая и мерах, принятых в целях предупреждения НС.
Процесс, по задумке, должен будет полностью выстраиваться в онлайн-формате. Все данные будут храниться в единой системе, обеспечивая прозрачность: появится возможность посмотреть информацию о несчастных случаях в выбранной компании.

Проект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» 02/04/01-23/00135026, изм. в статьи 228, 229,230

Данный проект в настоящее время находится на рассмотрении и вступит в силу 1 сентября. Он обяжет работодателей вносить данные о расследовании несчастных случаев, такие как: заключение о причине смерти пострадавшего и о его возможном нахождении в момент НС в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Также будут утверждены формы документов, которые нужны при расследовании НС:

  • схема определения степени тяжести повреждения здоровья при НС;
  • форма извещения;
  • форма запроса о состоянии здоровья;
  • форма справки о заключительном диагнозе пострадавшего на производстве.

При одобрении всех вышеперечисленных изменений Федеральные исполнительные органы и департаменты по труду смогут самостоятельно формировать отделы, которые будут проводить государственную экспертизу условий труда. Кроме того, будет создан «Личный кабинета по охране труда работодателя». Статья ТР РФ 214.3
Кабинет появится в той же системе на сайте МинТруда и позволит перевести данные в цифровое пространство с возможностью мониторинга информации по любой компании.

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", ID 02/04/10-23/00142916

Проект вступил в силу 1 марта 2024 года. Согласно нему в Трудовой кодекс предлагается добавить ст. 357.1, расширяющую права государственных инспекторов труда при их участии в расследовании несчастных случаев с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, а также при самостоятельных и дополнительных расследованиях в определенных случаях.
Согласно новой статье, государственные инспекторы труда, в частности, будут иметь право:

  • безвозмездно получать необходимые документы, материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения и т. п.;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ; предъявлять предписания об устранении нарушений;
  • направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц;
  • запрещать использование СИЗ, если они не соответствуют обязательным требованиям.

Таким образом, при обнаружении серьезных нарушений инспектор по охране труда может выступать инициатором закрытия организации. Из неизменившихся прав у инспекторов остались два последних пункта в перечне: выдача предписаний об отстранении от работы лиц и запрет использования СИЗ, не соответствующих обязательным требованиям.

Федеральный закон от 04.08.2023 N 465-ФЗ – психиатрическое освидетельствование

Данный закон вступает в силу 1 сентября 2024 года. Согласно нему, граждане, чье состояние по заключению психиатра улучшилось, смогут пройти повторное обязательное психиатрическое освидетельствование.
При этом, сейчас такой возможности не предполагается.

Медосмотры в 2024 году

Относительно медосмотров с 1 сентября 2024 года планируются сразу два изменения.

Приказ Минздрава России от 01.02.2022 N 44н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации для граждан, владеющих оружием»

Приказ внесет изменения в процедуру прохождения медосмотра для граждан, владеющих оружием. Этот же приказ внесет изменения в приказ 29-н (проведение медосмотров). Таким образом, медицинские осмотры некоторых категорий работников будут регулироваться статьей 220, а не статьей 213 ТК РФ.

Проект приказа Минздрава 02/08/07-23/00139809

С 1 сентября 2024 года планируется к введению проект приказа Минздрава 02/08/07-23/00139809, который отменит приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников».
В новом приказе:

  • учтут обязательность системы ЕГИСЗ, куда нужно будет вносить данные о медосмотре;
  • учтут цифровизацию медучреждений (например, направление на медосмотр можно будет направлять в медучреждения электронно, если у работников есть ЭЦП);
  • изменятся нюансы психиатрического освидетельствования: если при проведении медосмотра у кандидата обнаружат психиатрические расстройства его направят на психосвидетельствование;
  • будет указано, что при медосмотрах не нужно будет указывать номер полиса ОМС или ДМС.

Приказ Минтруда России от 28.11.2023 N 836н

Приказ вступил в силу с 8 января 2024 года и касается индикаторов риска. Минтруд расширил их перечень, добавив два показателя:

  • средняя оплата труда работника не должна быть ниже МРОТ при сопоставлении размера фонда оплаты труда и количества сотрудников за квартал. Не учитываются случаи отпуска за свой счет, отстранения от обязанностей без оплаты, сокращения времени труда, ставки или оклада;

  • отсутствие кадровых изменений за квартал при сокращении обязательных отчислений в СФР на 50%.

Всего же перечень индикаторов риска теперь состоит из 6 пунктов:

1. Принятие судом заявления о признании банкротом работодателя, среднесписочная численность работников которого равняется или превышает 50 работников, в том числе работающих по совместительству. Таким образом, если было заявление о банкротстве, но компания продолжила свою деятельность или каким-либо образом переформатировалась, то к ней направляется проверка.

2. Проведение измерений специальной оценки условий труда в количестве двух и более раз одним лицом в течение шести месяцев либо проведение измерений СОУТ одним и тем же лицом в разных субъектах Российской Федерации. Например, если специалист провел спец. оценку в Москве, то в тот же самый день он не может проводить спец. оценку в другом регионе. Таким образом, отслеживается, где и с какой частотой проводится СОУТ во избежание формализации данной процедуры.

3. Увеличение количества несчастных случаев на производстве с легкими последствиями, произошедшими в квартале текущего года, по отношению к аналогичному периоду предыдущего года (при увеличении количества произошедших несчастных случаев на производстве с легкими последствиями в текущем периоде на 3 и более несчастных случаев на производстве у работодателей.

4. Отсутствие во ФГИС результатов проведения специальной оценки условий труда. Информация о проведении СОУТ у юридического лица не должна отсутствовать во ФГИС более 12 месяцев при условии, что указанное юридическое лицо является страхователем в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации и представляет информацию о 50 и более застрахованных лицах.

5. Среднее значение оплаты труда работника ниже минимального размера оплаты труда при соотношении размера фонда оплаты труда и количества работников у одного работодателя за квартал (за исключением случаев предоставления отпуска без сохранения заработной платы, отстранения от работы без сохранения заработной платы, установления сокращенной продолжительности рабочего дня (смены), сокращения тарифной ставки, оклада (должностного оклада).

6. Отсутствие кадровых изменений у одного работодателя за квартал при условии сокращения обязательных отчислений в Социальный фонд России на 50 процентов.

Проект приказа Минтруда России. Новый профстандарт «Специалист по обучению в области охраны труда»

В случае принятия проект вступит в силу 1 сентября 2024 года. На данный момент есть профстандарт «Специалист по охране труда», тогда как профстандарт «Специалист по обучению в области охраны» труда только готовится к принятию.
Это значит, что в сфере охраны труда появится новая специализация.
В проекте профстандарта приводится описание следующих обобщенных трудовых функций: проведение обучения по охране труда и управление обучением по охране труда.

Также профстандарт можно будет использовать:

  • в качестве основы для разработки программ обучения по охране труда работников;
  • в подборе специалистов по обучению охране труда;
  • для определения необходимой квалификации специалиста по обучению охране труда;
  • с целью мотивации соблюдения требований охраны труда работниками;
  • для анализа условий обеспечения безопасности и охраны труда в организации на соответствие действующим НПА;
  • для повышения эффективности проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах;
  • в сфере образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профобразования.

Минтруд утвердил шесть новых профессиональных стандартов

Все шесть профстандартов относятся к сфере атомной энергетики и вступят в силу 1 сентября 2024 года.
Инженер-проектировщик систем обращения и транспортирования радиоактивных отходов на АЭС.
утверждён приказом Минтруда России от 5 июля 2023 г. № 578н.
Специалист в области вероятностного анализа безопасности для атомных электростанций.
Специалист по проектированию систем обеспечения электрического питания по особой группе надёжности по правилам электроустановок для АЭС.
Специалист по охране окружающей среды при проектировании объектов использования атомной энергии утверждён приказом Минтруда России от 5 июля 2023 г. № 575н.
Специалист по приёму, учёту, хранению и обращению научно-технической продукции для объектов использования атомной энергии утверждён приказом Минтруда России от 5 июля 2023 г. № 573н.
Монтажник навесных фасадных систем утверждён приказом Минтруда России от 5 июля 2023 г. № 574н.

Письмо Минтруда России от 25 октября 2023 г. N 15-1/ООГ-4825


Согласно письму Минтруда, работник не может совмещать две работы с вредными и опасными условиями труда.
Под исключение попадают педагогические, медицинские и фармацевтические работники, а также работники культуры.
Если сотрудник выполняет работу по совместительству во вредных или опасных условиях (подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, класс 4), подтвержденных результатами спецоценки условий труда, зарплата устанавливается в повышенном размере.
Конкретные размеры повышения устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и локально нормативного акта либо коллективным и трудовым договором.

Проект Приказа МЧС России «О внесении изменений в приказ МЧС России от 5 сентября 2021 г. N 596» (подготовлен МЧС России 28.12.2023г.)

Согласно проекту, предлагается обучать противопожарной безопасности не только руководителей организаций, но и граждан, владеющих или пользующихся объектами защиты.

Проект распространяется на объекты защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек; объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности; взрывопожароопасности и пожароопасности.
Кроме того, МЧС устанавливает требования к образовательным организациям, разрабатывающим программы обучения.

Проект Приказа МЧС России «Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» (подготовлен МЧС России 28.12.2023 г.)

Этот проект вступит в силу с 1 марта 2025 года и внесет изменения в приказ МЧС от 18 ноября 2021 г. N 806.

В новом приказе планируется обновить:

  • порядок, виды и сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, по программам противопожарного инструктажа;
  • требования к содержанию программ противопожарного инструктажа;
  • категории лиц, обучающихся по дополнительным профпрограммам в области пожарной безопасности.
Отмечается, что в настоящее время существуют неурегулированные правилами проблемы:

  • отсутствует право граждан устанавливать порядок, виды, сроки обучения лиц по программам противопожарного инструктажа;
  • не определено полномочие руководителя организации определять объем и содержание практической части программ первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте.
Таким образом, работодатель будет иметь право внести свои корректировки и дополнения к программам, по которым их будут обучать.